Новости, события и обзоры KTM

Джеральд Киска – человек, создающий оранжевое.

13 Декабря 2014 года

Эксклюзивное интервью с тем, кто создает современный образ мотоциклов KTM. Мотоциклов, которым до сих пор удается сохранить собственное уникальное лицо, в то время как мотоиндустрию все глубже поражает вирус обезличенности, когда нередко без эмблемы сходу и не скажешь, что за марка перед тобой.

Джеральд Киска

Офис Kiska Design в Зальцбурге

Джеральд Киска – 56-летний австрийский дизайнер и владелец одноименного дизайнерского агентства, отвечающий за окраску значительной доли моторынка в оранжевый цвет. Вместе со своей командой из Зальцбурга, состоящей из полутора сотен творческих специалистов и под пристальным вниманием Правления КТМ и лично Штефана Пирера, именно он в значительной степени определяет внешний вид, эстетику и ощущение от продукции KTM c начала 90-х годов. Мы решили пообщаться с ним, чтобы подробнее узнать о его важной роли в истории компании и ее достижениях.

Kiska Design – одно из тех больших имен, находящихся в тылу KTM, играющее ключевую роль в создании современного образа брэнда. Как и когда началось ваше сотрудничество?
Я познакомился с господином Пирером в 1991 году, когда он еще был владельцем бизнеса по производству горнолыжного оборудования и не имел никакого отношения к мотоциклам. А я уже тогда работал на KTM, выиграв конкурс, объявленный предыдущим владельцем компании среди дизайнерских студий. Таким образом, мы около года сотрудничали с KTM до того момента, когда Пирер взял в свои руки бразды правления компанией. Все началось именно тогда и с тех пор продолжается непрерывная гонка, в которой брэнд вырос с 6000 мотоциклов в первый год до 115 000 за три квартала 2014 года. Пропорционально выросло и наше дизайнерское портфолио. В первые пару лет это были преимущественно внедорожные модели, а дорожник у нас тогда был один единственный Duke. А когда настала эпоха больших двухцилиндровых KTM, работы для нас значительно прибавилось.

Итак, у вас было собственное дизайнерское агентство для участия в конкурсе. Как вы пришли к его созданию?
Я получал дизайнерское образование в Австрии и еще пару лет обучался в Германии. В 1986 году начал работать в компании Porsche Design, в их австрийском подразделении, располагающемся неподалеку от Зальцбурга. А в 1990 году решил начать собственный бизнес. Мне очень повезло, что удалось наладить контакт с KTM в самом начале карьеры агентства, получить приглашение на конкурс и выиграть его. Думаю, помогли и мои познания в мотоциклах – я на них ездил, как только получил водительские права.

Какую задачу поставили в KTM перед участниками того конкурса?
Нужно было создать проект LC4. Это был довольно смелый концепт, так как это была первая модель с так называемой «боковой рамой», которая, на самом деле, не очень хорошо показала себя на испытаниях. Цель была – несмотря на это техническое решение, максимально сохранить привычный внедорожный облик. Это было непросто, но я думаю, что нам удалось это сделать лучше, чем остальным участникам конкурса.


KTM LC4 Enduro

Как развивались ваши отношения с KTM за эти 25 лет? Изменялся ли объем работы и менялась ли ваша роль?
С самого начала мы несли полную ответственность за все разрабатываемые мотоциклы. Тогда, в 1992 году, это были лишь несколько двухтактных кроссовых мотоциклов и эндуро, а также LC4. Позднее коллекция работ становилась больше. Поначалу для нашей небольшой команды это было значительной нагрузкой, но мы справлялись. Появлялись новые двигательные платформы – четырехтактные для бездорожья, V-образные двойки и так далее. К середине 90-х мы были готовы на большее, нежели только разработка дизайна. В частности, нас откровенно не устраивала эффективность работы рекламных агентств, с которыми тогда сотрудничали в KTM, и в какой-то момент Пирер предложил нам самим заняться продвижением. Была создана новая концепция для печатных материалов и рекламы. Мы сместили приоритеты от показов мотоциклов в стерильном выставочном зале к демонстрации их в действии и нам пришлось много поездить по миру в поисках самых лучших сцен и ракурсов для фотографий. Проведенные реформы довольно резко изменили вообще всю систему PR в компании KTM и внесли коррективы в логистику Kiska Design, ведь перед каждым сезоном нам было необходимо выпускать значительный объем материалов. Это повлияло и на рост нашей компании в течение нескольких лет. Около трети наших сотрудников в настоящее время работают исключительно для KTM.

Вы вместе с KTM пережили и эпоху появления новых технологий, бурное развитие гоночной деятельности, кризис и затем взрывной рост и расширение компании за пределы Маттингхофена. Наверно непросто было не отставать?
Да, но это же является и нашим преимуществом и стимулом к планированию. Как я уже сказал, мы можем выделить более чем треть наших сотрудников на проекты KTM, а остальных сконцентрировать на прочих клиентах и, таким образом, сбалансировать объем работы.

Насколько KTM требовательный клиент? Были ли отклоненные проекты?
Надо признать, что доверие, которое с самого начала оказывал нам Штефан, было поистине безграничным. Если было что-то, что нуждалось в улучшении, настройке или видоизменении, то он всегда просто говорил «Отдайте это Джеральду». Вся видимая широкой публикой часть KTM, в той или иной мере, прошла через нас и развивается непрерывно на протяжении многих лет. Начиная с выставочных стендов, интерьеров дилерских центров, дизайном сайтов и заканчивая видеороликами на Youtube. Каждый раз, когда возникала какая-то творческая проблема, мы в итоге ее успешно решали. Такое доверие – большая честь, но и тяжелое бремя. KTM настолько быстроразвивающаяся компания, что у нас не было права и времени на ошибки – нужно было «попадать в цель с первого раза».

Штефан Пирер и Джеральд Киска. 2013 год.

В какой момент ваша компания расширилась настолько же, насколько вырос KTM?
Определенно в середине 90-х годов. К тому моменту у нас был всего один графический дизайнер. И когда господин Пирер решил сделать из нас коммуникационное агентство для развивавшегося тогда перспективного рынка цифровых медиа, нам пришлось в кратчайшие сроки набирать команду сотрудников. Людей искали везде и приглашали откуда только могли, но при этом были весьма придирчивы в своем выборе. Персонал – это капитал компании. Любой может купить компьютер, но результат работы зависит от того, кто за ним будет сидеть. Создание слаженного профессионального коллектива в сжатые сроки было непростой задачей.

Философия “Ready To Race” стала общеизвестным брэндом и установила высокие стандарты в отрасли. Есть какой-то проект или концепт, которым вы особенно гордитесь?
Пожалуй, что кампания по презентации и продвижению 1290 Super Duke R – является одним из главных кандидатов. Мы создали огромный объем рекламы: от рисунков прототипа до видеороликов, набравших более двух миллионов просмотров на Youtube. Думаю, что это наш лучший проект комплексного продвижения продукта на рынок на сегодняшний день. В него были вовлечены большинство наших отделов и почти все департаменты KTM. Отдельных усилий потребовала координация их совместной работы в одном направлении.
Еще один запомнившийся проект – первый Duke. Тогда мы впервые использовали оранжевый цвет для KTM, причем это была спонтанная идея, родившаяся в мастерских, а не начало какого-то стратегического плана. Со временем, Duke создал некий образ KTM как уличного мотоцикла и дал возможность для роста брэнда на дорожном рынке со своим собственным лицом и представлением о мотоциклах. То, что мы видим сегодня – это эволюция заложенной именно тогда философии.

Джеральд Киска и KTM 1290 Super Duke R на выставке EICMA 2012

Какова ваша роль в настоящее время? Чисто управленческая или есть что-то, что приходится делать своими руками?
К сожалению, я сейчас не могу сам заниматься дизайном. Я контролирую то, что делают другие. Проходя по офису, наблюдаю над работой наших дизайнеров, оцениваю результат и вношу поправки, уделяя особое внимание тому, что делается для КТМ. То есть я по-прежнему в курсе всего, что делает агентство, «держу руку на пульсе» и, при необходимости, вмешиваюсь. В этом сейчас состоит моя работа.

Где вы черпаете вдохновение?
Во-первых, хочу заметить, что Kiska Design вкладывает в свои работы меньше собственного «эго», нежели другие дизайнерские компании. Мы стремимся создать сильный брэнд для наших клиентов, а не навязать свой стиль или почерк, чем нередко злоупотребляют наши коллеги. То, что мы делаем для KTM, совершенно непохоже на то, что мы делаем для других наших клиентов. Дизайн должен отражать то, что рождается внутри компании-заказчика. В случае с KTM, его оранжевый цвет символизирует еще и некоторую эксцентричность, живость и шумность.

Что можете сказать насчет дизайна оффроад-моделей? Должно быть трудно придумать что-то новое каждый год?
Это правда, но тем не менее, из года в год всегда находится то, что можно улучшить. Есть вещи, которые работают прекрасно, но есть и те, с которыми возникают проблемы и вот над ними проводится работа. В целом, проектирование оффроад-байка весьма трудоемкий процесс. Конструкторы и дизайнеры действуют в определенных рамках. Ключевое требование – надежность. Условно говоря – мотоцикл должен выдержать падение с десятого этажа и остаться исправным. Еще одна критическая величина – вес спортивного мотоцикла. Что касается эргономики, то мы активно привлекаем к процессу проектирования действующих гонщиков, которые еще на ранней стадии создания опытной модели делают свои замечания и вносят предложения. Не знаю, как это происходит у конкурентов, но мы оставляем за спортсменами последнее слово. Ведь мы создаем инструмент для их будущих побед и никто другой не заинтересован в создании идеального мотоцикла так, как они.

Стефан Эвертс в студии Kiska Design. 2013 год.

Возвращаясь к KTM 1290 Super Duke R. Как долго занимает проектирование мотоцикла, подобного этому?
Первые эскизы и первый образец были созданы довольно быстро – примерно за три месяца. Это кажется большим сроком, но за это время надо сделать множество зарисовок всех деталей. Начальные наброски и общие пропорции приходят довольно быстро. Если не удается найти направление работы в течение первых шести недель, то есть риск выбиться из графика. Готовые эскизы оцифровываются в CAD-модели и создается глиняный макет. В течение трех-четырех месяцев идет доводка формы и эргономики. После чего строится первый прототип и проходит практическое тестирование водителями-испытателями с непрерывной доработкой на основе обратной связи от них. Это наиболее длительный период, продолжающийся порою до полутора лет, пока дизайн не будет окончательно завершен и не перейдет к инженерам и производственникам.

Различные концепты 1290 Super Duke R

Кажется нереальным то, что сейчас вы работаете над проектами, которые увидят свет лишь в 2017 или 2018 году.
Все зависит от того, насколько инновационным будет новый мотоцикл. Если это мотоцикл создаваемый с чистого листа, с новыми двигателем и рамой, то процесс может занять и четыре-пять лет.

А какой мотоцикл выбрали для себя вы?
Работа занимает почти все мое время и для мотоцикла его остается совсем немного. Но тем ценнее моменты, проведенные за рулем. В этом году нам в Австрии не повезло с погодой и на мотоцикле удалось провести считанные дни. Каждый выезд на мотоцикле – это приключение, в прямом и переносном смысле, ведь в моем гараже стоит именно «приключение» – 1190 Adventure. Я считаю его идеальным мотоциклом для меня и ценю за универсальность. Быстрый настолько, насколько были быстры супербайки всего пять лет назад. И комфортный как для поездок на дальние расстояния, так и для прохвата после работы. Мне повезло жить всего в паре километров от извилистой горной дороги, где можно прокатиться так, что в течение часа не встретятся два одинаковых поворота.

KTM скоро придет в MotoGP. Для вас это будет что-то значимое, сравнимое с созданием машины Формулы-1?
Да, и здесь изменяются приоритеты, более важную роль играет аэродинамика. Мы очень ждем этот проект. В определенной степени мы были уже ранее вовлечены в разработку гоночных мотоциклов, а в Moto3 можно увидеть некоторые из элементов нашего дизайна. Создание гоночного спортивного мотоцикла – это настоящий вызов для дизайнеров и инженеров. Здесь очень непросто найти баланс между эстетикой и функциональностью и конечный результат в глазах дизайнера всегда будет неким компромиссом.

По материалам ktm.com

Фото: Kiska Design, KTM

Обратная связь с нами

CAPTCHA

Стать дилером

CAPTCHA
(* отмеченные поля обязательны для заполнения)