Новости, события и обзоры KTM

История KTM. 1955 год: KTM Grand Tourist – для шоссе и не только.

25 Марта 2015 года

1955 год – прошло уже шестьдесят лет с той поры. Многие из нас знают о том времени только по рассказам родителей. В 1955 аргентинец Хуан Мануэль Фанхио в третий раз стал Чемпионом Формулы-1, а один из его последователей, будущий четырехкратный чемпион Ален Прост только появился на свет, так же как и такие персоны, как Билл Гейтс и Стив Джобс. Гениальный Альберт Эйнштейн, один из величайших физиков всех времен, скончался в 1955. Песня Bill Haley “Rock Around The Clock”, сделавшая рок-н-ролл массовым явлением в культуре, в этом году заняла первые строчки хит-парадов, а Righteous Brothers тогда же написали неувядающую “Unchained melody”.

Мотоциклетный мир переживал свои едва ли не лучшие времена. После окончания Второй Мировой Войны мировая экономика наконец-то начала бурно расти. Многие впервые смогли позволить себе моторизованные транспортные средства, хотя автомобили все еще оставались большинству не по карману. А вот мотоциклы были очень популярны и востребованы.

Основатель компании KTM, Ханс Трункенпольц заранее предвидел наступающую эру массового спроса на мотоциклы и первую свою модель представил уже в 1953 году. Если R100 был достаточно простым по конструкции, с его с ручным тросовым стартером и ручным переключением двухскоростной КПП, то R 125 Tourist, появившийся год спустя, позиционировался как полноценный мотоцикл “для работы и путешествий”. Двигатель Rotax – австрийский вариант, выпускавшийся по лицензии, современного двигателя Sachs, имел более традиционный запуск кикстартером, мощность более 6 л.с. и удобное ножное переключение трех передач. Tourist позволил KTM на равных конкурировать с конкурентами, большинство из которых были немецкого производства.


После этого, в 1955 году на Международной Весенней Ярмарке в Вене, молодая компания представила свою третью модель – Grand Tourist. Наиболее заметным отличием от модели Tourist была новая передняя вилка, позаимствованная у гоночной модели 125 см3. Вместо обычных телескопических перьев это была пространственная рычажная конструкция, называвшаяся вилка Earles, по имени ее изобретателя. Хотя позднее вилки этого типа были признаны технически устаревшими и с 70-х годов их можно встретить разве что на мотоциклах с коляской (например на «Урал»-ах), то на тот момент у КТМ были достаточно веские причины перейти с телескопов на маятниковую вилку Earles.

Телескопические вилки 50-х годов нельзя даже сравнивать с их современными высокотехнологичными собратьями. Их основная задача была обеспечивать поворот колеса и лишь во вторую очередь амортизацию. Они обладали низкой жесткостью на кручение и не обеспечивали нормальное демпфирование колебаний. Заливка масла или смазки в такие вилки служили исключительно для обеспечения скольжения двигающихся деталей. В отличие от них, рычажная вилка Earles использовала гидравлические амортизаторы, аналогичные тем, что использовались в задней подвеске и обладающие свойством гасить возникающие колебания.

Так же, как и маятник в задней подвеске, опиравшийся на ось впереди колеса, маятник рычажной передней подвески перемещался относительно оси, которая в данном случае располагалась сзади, а два масляных амортизатора предотвращали колебания. Такой технический недостаток, как большой момент инерции тяжелой трубчатой конструкции, тогда не имел большого значения. В свою очередь, рычажная конструкция была избавлена от клевкового эффекта при торможении. Кроме того, все четыре амортизатора KTM Grand Tourist были одинаковыми по длине, легко снимались и разбирались, что позволяло производить их ремонт, в случае выхода из строя. Вилки типа Earles быстро получили распространение в индустрии и даже стали участвовать в соревнованиях в полулитровом классе MotoGP. Такая ситуация сохранялась до тех пор, пока десятилетие спустя такие компании, как Ceriani не начали предлагать современные телескопические вилки с функцией демпфирования.


Grand Tourist примечателен не только рыночным успехом, но и успехами в гоночной карьере. В отличие от специально создаваемых шоссейно-кольцевых моделей, во внедорожном спортивном сегменте KTM сделал упор на готовые серийные технологии. Стабильное маятниковое шасси Grand Tourist обзавелось более широким рулем, шинами с увеличенными грунтозацепами и поднятой выхлопной трубой. В каталогах продукции этот мотоцикл фигурирует как KTM 125, но на самом деле это KTM Grand Tourist, прошедший специальную подготовку и доработку.

Еще одной интересной модификацией Grand Tourist была та, что использовалась в OAMTC (Австрийский Авто-Мото-Туристический Клуб). В австрийский автомотоклубе 28 таких мотоциклов в версии с коляской, битком набитые инструментом и запчастями, работали как транспортной средство экстренной технической помощи на дорогах.


Всего было выпущено около 6000 мотоциклов Grand Tourist, прежде чем в 1958 году ее сменила более мощная модель Tourist Trophy c четырехступенчатой коробкой.


Источник: Leo Keller/ktm.com
Фото: ktmimages.com

Обратная связь с нами

CAPTCHA

Стать дилером

CAPTCHA
(* отмеченные поля обязательны для заполнения)