Новости, события и обзоры KTM

20 лет назад KTM приобрел марку мотоциклов Husaberg

13 Февраля 2015 года

Швеция – страна с примерно девятимиллионным населением, огромными по европейским меркам расстояниями и относительно невысоким процентом дорог с твердым покрытием. Лесные просторы, скрывающиеся за горизонтом. Идеальная страна для поездок на мотоциклах эндуро. Неудивительно, что такой именитый бренд внедорожных мотоциклов, как Husaberg, отлично зарекомендовал себя в этих краях и продолжает пользоваться спросом, в то время как уже на протяжении последних 20 лет он принадлежит компании KTM.

На самом деле, история марки Husaberg начинается более чем 300 лет назад, когда в 1689 году по приказу шведского короля в маленьком городке Хускварна близ озера Веттерн был основан оружейный завод. Позднее ассортимент выпускаемой, тогда еще под маркой Husqvarna, продукции был расширен до вполне мирной продукции. Это была различная бытовая и хозяйственная техника, велосипеды и, начиная с 1903 года, мотоциклы. С ростом популярности мотокросса в 50-е годы, Husqvarna стала одним из пионеров в производстве внедорожных мотоциклов и вскоре стала специализироваться исключительно на них, завоевывая в мотосоревнованиях одну победу за другой. В 1987 году первая эра шведских мотоциклов завершилась - мотоциклетное подразделение концерна Husqvarna было продано итальянцам.


Однако ряд инженеров фирмы, во главе с Томасом Густавссоном, не горевших желанием переезжать на север Италии, в 1988 году основали новый бренд: Husaberg Motor AB. На берегу все того же озера Веттерн, чуть ли не в деревянной хижине, они спроектировали совершенно новый и экстраординарный мотоцикл. Целью было создание ультра-легкого, маневренного спортивного мотоцикла с четырехтактным двигателем, ранее разработанным для Хускварны и совершившим настоящее возрождение четырехтактной концепции в оффроад мотоспорте. Уже спустя год ими был представлен готовый предсерийный образец мотоцикла Husaberg FE 501.


Husaberg FE 501


Происхождение названия марки Husaberg – отдельная история. Когда Густавссон поехал с прототипом мотоцикла на соревнования и должен был указать марку, то совершенно спонтанно указал название деревни, в которой располагался вышеупомянутый деревянный дом, ставший первым пристанищем новой фирмы.

Новое имя быстро стало известным и популярным, а мотоциклы под этой маркой заняли место в самом высшем дивизионе спортивных моделей в 1989 году. Джимми Эрикссон, талантливый шведский гонщик, в первый же сезон выступления на Хусаберге завоевал европейский чемпионский титул по эндуро в классе 600 см3. Ему удалось повторить этот успех через год, а благодаря тому, что европейский чемпионат в 1990 году получил статус Чемпионата мира, получить мировое чемпионское звание. В варианте с 350-кубовым двигателем, мотоцикл получился не менее успешным. В 1991 году, оба мировых чемпионских звания вновь были у мотоциклов Husaberg и их гонщиков - шведа Кента Карлссона и Ярослава Катринака из Чехословакии. Вслед за таким успешным стартом компании в эндуро, последовал выпуск мотоциклов для мотокросса, а позднее и для кросс-кантри и супермото.

Однако одних спортивных успехов для коммерческого роста компании недостаточно и Husaberg остро нуждался в мощном партнере. Примерно в те же годы компания KTM получила новое руководство и на тот момент, так же как и шведы, приоритетным считала для себя кроссовые и эндуро мотоциклы. В итоге все закончилось поглощением австрийцами шведской марки в феврале 1995 года, что было фактически единственным и логичным решением для Husaberg. Но, в отличие от ухода Хускварны к итальянцам, в этом случае разработка и производство мотоциклов остались в Швеции.

Во второй половине девяностых спортсмены на мотоциклах Husaberg выигрывают еще три мировых чемпионата по эндуро: Андерс Эрикссон (1995 год, 4Т 350 см3), Питер Янссон (1996 год, 4Т 500+ см3) и Бьорн Карссон (1998 год, 4Т 400 см3). В мотокроссе в 1995, 1997 и 1998 годах чемпионский хет-трик сделал бельгиец Жоэль Сметс, который выступал на 650 кубовом четырехтактнике против суровых двухтактных 500-кубовок.


Жоэль Сметс на кроссовом Husaberg, 1997 год


В 2003 году разработка и производство все-таки были передислоцированы из Швеции в австрийский Маттигхофен. В 2010 году появился первый двухтактный Husaberg и в целом был основательно перетряхнут и упорядочен весь модельный ряд. Из производственной линейки были исключены кроссовые, супермото и кросс-кантрийные мотоциклы и Husaberg полностью переключился на производство эндуро, вернувшись к своим легендарным истокам.

В 2013 году Хусабергу, находящемуся под гостеприимным и заботливым крылом KTM, составила компанию сводная сестра Хускварна, фактически спасенная австрийцами после пережитых ею многочисленных переходов из рук в руки, финансовых проблем и неудач в спорте.


Стефан Пирер и Husqvarna, 2013 год


“Вместе мы делаем то, что нас объединяет”. - заявил Стефан Пирер летом 2013 года по поводу второго рождения Husqvarna, которая спустя 25 лет воссоединилась с маркой Husaberg. Основой для будущих новых моделей Husqvarna станут развитые до совершенства технологии Husaberg. И хотя, спустя четверть века, имя Husaberg исчезло, дух идей Томаса Густавссона и его коллег наполняет богатые традиции марки Husqvarna. Это подтверждают и победы новой Хускварны в чемпионатах по эндуро в классах Е2 и Е3 в 2014 году.

По материалам ktm.com

Обратная связь с нами

CAPTCHA

Стать дилером

CAPTCHA
(* отмеченные поля обязательны для заполнения)