Новости, события и обзоры KTM

KTM в гостях у Akrapovic

31 Октября 2014 года

Небольшой вес, увеличение мощности, классный дизайн, простота установки и шикарный звук - это то, за что мотоциклисты и мотоспортсмены всего мира выбирают выпускные системы марки Akrapovic из Словении, обладающие заслуженной и легендарной репутацией. Редакция KTM Blog отправилась на завод Akrapovic, чтобы своими глазами увидеть как производятся знаменитые глушители и рассказать об этом читателям.


Современные, переливающиеся серебристым блеском, фабричные корпуса расположились на окраине небольшого словенского городка Иванчна Горица, в получасе езды на юго-восток от столицы Любляны - проезжая мимо, их невозможно не заметить. Как ни странно, никаких внешних обозначений нигде не видно, и единственное что указывает на то, что вы не ошиблись адресом - это небольшая наклейка Akrapovic на КПП. Охрана предлагает гостям заполнить небольшую анкету и предупреждает о запрете на несанкционированную съемку. Правила настолько строгие, что даже объектив смартфона заклеивают специальной наклейкой. Наш визит конечно же был запланирован и согласован. У входа нас встречал сотрудник департамента по маркетингу Митя Ревен, подготовивший экскурсию по всем отделам и цехам завода, которая началась с небольшой вводной лекции в конференц-зале.

Титан и карбон - основа глушителей Akrapovic
Akrapovic производит высококлассные выхлопные системы с высочайшим качеством обработки и изготовления. Большинство из них предназначены для aftermarket-рынка, как аксессуары для тюнинга. Однако, поставки на конвейер производителей, как стандартное оборудование - тоже не редкость. Уже шесть лет, помимо мотоциклетной продукции, Akrapovic выпускает и выпускные системы для автомобилей - в том числе и предназначенные для заводской установки. Основным материалом для производства глушителей является титан - материал прочный и легкий, но непростой в обработке. Титановое сырье поставляется из Америки и Японии. Akrapovic самостоятельно изготавливает весь необходимый для своего производства титановый прокат в виде листов, рукавов и труб из титановых сплавов на отдельном заводе недалеко от Любляны. Там же происходит и подготовка углеродного волокна для карбоновых глушителей. Собственное титановое производство Akrapovic функционирует с 2009 года и за это время накоплен огромный опыт в работе с этим ценным материалом.


Приближаясь к 25-летнему юбилею
Компанию Akrapovic в одиночку основал в 1990 году Игорь Акрапович. Самого первого сотрудника фирмы зовут Игорь Ржек, он до сих пор работает на производстве и в декабре этого года собирается на пенсию. Первоначально выхлопные системы продавались под нащзванием "Скорпион", однако после возникших трений с компание Ford, обладавшей правами на торговую марку Scorpio, в 1997 году появился брэнд Akrapovic.

В следующем году компании исполняется 25 лет. Сейчас в ее штате около 700 сотрудников, из них 70 - дипломированные инженеры и научные сотрудники. Разработка и запуск в производство каждой новой модели выхлопной системы для мотоциклов занимает около трех месяцев, автомобильной - от пяти до восьми месяцев. В настоящее время компания ежегодно производит около 100 000 глушителей и выпускных систем.

Обширная исследовательская работа и новые передовые технологии, в сочетании с стремлением к совершенству и растущими требованиями автоспорта, требующими все более высокой производительности, всегда были отличительным признаком компании. Типичными для продукции Akrapovic свойствами являются небольшой вес, улучшение мощностных характеристик двигателя, качество изготовления, великолепный дизайн и спортивный звук.

Игорь Акрапович в прошлом сам являлся действующим мотогонщиком и активно занимался спортивной подготовкой двигателей - сначала для себя и впоследствии для других. Когда он обнаружил, какой потенциал для тюнинга скрывается в выпускных системах, то сконцентрировался именно на их создании и доводке. Системы Акраповича вскоре вызвали самый настоящий фурор в гоночных кругах, так как превосходили конкурентов и по весу и по производительности. Хобби превратилось в бизнес, который быстро вышел за рамки гоночных треков и завоевал поклонников и среди обычных мотоциклистов.

Успехи в мотоспорте по всем направлениям
Успехи Akrapovic в мотоспорте конечно же заинтересовали и производителей. Все японские и большинство европейских мотоциклетных марок в тот или иной период сотрудничали с Akrapovic в создании глушителей для мотоциклов, а многие остаются постоянными партнерами и по сей день. Так же, как и ряд топовых спортивных команд. Сейчас логотип Akrapovic можно встретить на мотоциклах в MotoGP, World SuperBike, Endurance, немецком чемпионате IDM, BSB, в целом ряде американских моточемпионатов и во многих внедорожных соревнованиях по мотокроссу, эндуро и ралли Дакар. Ни одна другая компания, специализирующаяся на производстве выхлопных систем, не может похвастать таким количеством одновременных партнерских соглашений с командами, конкурирующими между собой и в бизнесе и на гоночных трассах.





Первый чемпионский титул для мотоцикла с выхлопом Akrapovic завоевал Колин Эдвардс в 2000 году в чемпионате World Superbike, пилотировавший тогда Honda VTR 1000 SP-2. В настоящее время в шоссейно-кольцевых гонках Akrapovic сотрудничает с командами Yamaha и Ducati в классе MotoGP. Что касается KTM, то глушители Akrapovic можно встретить не только в чемпионатах Moto3 и Motocross World Championship, но и в целом ряде других проектов. Количество мировых мотоспортивных титулов, выигранных в том числе и благодаря выпускным системам Akrapovic, уже достигает порядка сотни.

Сотрудничество KTM и Akrapovic с 1999 года
KTM и Akrapovic впервые официально скооперировались в 1999 году на чемпионате Supermoto и с тех пор расширили сотрудничество в самых различных дисциплинах, как асфальтовых, так и внедорожных, включая знаменитое ралли Дакар. Все мотоциклы заводской спортивной команды KTM, за исключением американского кроссового чемпионата, комплектуются выхлопными системами Akrapovic. Кроме того, Akrapovic производит целый ряд глушителей для многочисленных моделей КТМ, поставляемых исключительно по программе KTM Powerparts через официальных дилеров.

В последние несколько лет Akrapovic стал широко известен и на автомобильном рынке. Системы для Porsche, Alpina-BMW, McLaren, Audi и других марок, преимущественно спортивных, выпускаются и как запчасти для установки на конвейере и как детали для тюнинга. Словенский брэнд участвовал и в соревнования Формула-1 - в 2004 году на машинах Bar Honda. На счету Audi с глушителями Akrapovic неоднократные победы в гонках ЛеМан. Среди прочих партнеров - команды Audi и BMW в чемпионате DTM и Aston Martin в серии гонок GT.


В стенах мотоспортивного департамента
Наш визит в компанию начался с Гоночного и Экспериментального Департамента, плотно сотрудничающим с аналогичным подразделением в KTM. Совместная спортивная работа началась в классе Supermoto, когда KTM 660 SM, управляемый Тьерри Ван Ден Бошем, после ряда побед в национальном чемпионате, выиграл первый мировой чемпионский титул в 2002 году. В том же 2002 году Фабрицио Меони выиграл для КТМ первое чемпионское звание на KTM 950 Rally с титановым выхлопом Akrapovic.


Помещения департамента представляют собой нечто среднее между научной лабораторией и производственным цехом. Белый плиточный пол, большое пространство, инструментальные шкафы, сборочные стенды - все указывает на то, что приоритет отдается практической работе и испытаниям. Во время нашего визита здесь проходила настройка гоночного KTM класса Moto3. Для его одноцилиндрового двигателя объемом 250 см3 применен выхлоп с двумя трубами. Ранее, в 2011 году, применялся выхлоп с одной трубой. Современная выхлопная система мотоциклов Moto3 - это уже седьмое поколение спортивных глушителей Akrapovic, чтобы сделать показатели ускорения и максимальной скорости еще более конкурентноспособными.



Архив проектов
Два четырехтактных оффроад-байка 2015 модельного года, узнаваемых по их оранжевым рамам, с модифицированными для гонок выхлопами Akrapovic, стояли в гоночном департаменте возле степллажей со множеством синих ящиков, промаркированных названиями различных производителей и проектов. По количеству упоминаний того или иного брэнда, можно определить - регулярным ли является сотрудничество или это разовые проекты по отдельным моделям, как например "Yamaha 450 Factory 2013", "Honda CBR 1000 RR", "Moto2 Suter", "Beta", "Husqvarna TC 450 2008", "Kalex", "Triumph Daytona 675 2013" и другие.

Количество контейнеров с маркировкой KTM заметно выделяется на фоне остальных. Что и неудивительно, на самом деле. Результаты одной только трехлетней разработки выпускных систем для серии Moto3 занимают несколько больших ящиков, из которых виднеются самые различные глушители, их корпуса и титановые патрубки. Можно представить - какой огромный объем работы по проектированию, производству, монтажу и испытаниям на стенде был проделан в поисках максимальной мощности, оптимизации крутящего момента и отзывчивости на поворот ручки газа.



Отдел производства перспективных разработок
В огромном зале, внешне выглядящем как типичный современный заводской корпус серебристого цвета, располагается производство, где создаются прототипы и перспективные модели выхлопных систем. Пространство заполнено множеством отдельных рабочих мест, оснащенных самыми современными металлообрабатывающими станками. Среди них - автоматизированные станки с ЧПУ, оборудование для резки, сверления, прессования и сварки металла. Здесь ведется поэтапная работа над сразу над несколькими моделями перспективных серийных глушителей, а также сборка малых партий для спортивных соревнований. В этом же отделе проходит подготовка технологий и производственной оснастки для последующего серийного производства. Именно в этом отделе работают самые опытные мастера и сварщики высочайшего класса.


Частная коллекция Akrapovic
В этом же цехе, уровнем выше, располагается фактически самый настоящий музей мототехники. Целый ряд знаменитых зеленых, красных, синих и оранжевых гоночных мотоциклов и возле них несколько десятков спортивных двигателей, каждый из которых оснащен выпускной системой Akrapovic. Одно, двух, трех, четырех и даже пятицилиндровые модели. Рядные, оппозитные, V-образные, параллельные двойки самых разных брэндов и рабочего объема, дорожные и внедорожные. Молчаливые свидетели легендарной гоночой истории. И эта коллекция - лишь малая часть той техники, в доводке которой принимала участие компания Akrapovic.



Заметная часть экспозиции - мотоциклы "оранжевой" марки. Мотоциклы-победители Дакара и мирового кроссового чемпионата, двигатель GP1-V4, двигатель 250 SX-F чемпиона по мотокроссу Бэна Тоунли, мотор RC8 - победитель немецкого чемпионата IDM, двигатели победных мотоциклов серии Moto3 и множество одноцилиндровых кроссовых моторов из мирового чемпионата. Каждый из которых - жемчужина двигателестроения со своей собственной историей и достижениями.

Испытания выхлопных систем для мотоциклов и автомобилей.
испытательный стенд для тестирования готовой продукции расположен в отдельном здании, чтобы не мешать большинству сотрудников из других отделов, ведь такие испытания неизменно связаны с высоким уровнем шума. Каждая новая модель глушителей испытывается и настраивается до тех пор, пока не будут получены максимально возможные значения всех ключевых параметров и только после этого отправляются в серийное производство.
Испытательный комплекс Superflow CycleDyn оснащен самыми современными системами считывания всех необходимых данных. Гигантский вентилятор создает эффективный поток охлаждающего воздуха, приближающий режим работы двигателя к реальным условиям. Нам продемонстрировали работу стенда, установив на него новейший KTM RC 390 CUP. Помимо стандартных для всех динамометрических стендов показателей мощности и крутящего момента, специалистов Akrapovic интересуют еще и акустические и экологические параметры выхлопа, подвергаемые дополнительному анализу. Одна из целей таких испытаний - выявление соответствия продукции требованиям различных стандартов, необходимое для использования на дорогах общего пользования. Поэтому компания регулярно привлекает для совместной работы специалистов немецкой сертификационной службы TUV, которые непосредственно участвуют в тестах и по их результатам оформляют необходимые допуски и сертификаты, соответствующие законодательствам большинства европейских стран.

Автомобильные выпускные системы тестируются в еще одном отдельном шумоизолированном здании, где расположен специальный высокотехнологичный испытательный стенд, способный выдержать мощность до 1500 л.с. и проводить измерения автомобилей как с полным приводом, так и с приводом на переднюю или заднюю ось. В здании поддерживается стабильный температурный режим, чтобы обеспечить согласованность и сопоставимость результатов измерений. А ветровая установка для генерации встречного воздушного потока настолько мощная, что к ее услугам даже регулярно обращаются спортсмены-лыжники по прыжкам с трамплина, для тренировки правильной осанки в сильном скоростном потоке воздуха.



Лаборатория тестирования и выборочных проверок
Еще один заводской корпус - лаборатория, где постоянно проводится выборочная проверка готовой продукции. Для контроля качества и поддерживания высоких стандартов производства здесь проводится оценка химического состава и структуры сплавов, прочности сварных швов и нагрузочные испытания. Такая проверка позволяет своевременно выявить какие-либо отклонения и поддерживать неизменно высокое качество продукции, а значит и сохранять легендарную репутацию фирмы в целом.


Собственное титановое литейное производство
Особая гордость Akrapovic - собственное титановое литейное производство. Некоторые компоненты, такие как выпускные или клапанные коллекторы, трубы или соединения сложных конфигураций, изготавливаются методом отливки. Это помогает создать любую необходимую форму и при этом сохранить приемлемый вес. Титан весьма трудоемкий в обработке и температура в печи достигает 1700 С. Свое литейное производство позволяет также и минимизировать отходы. Специализированная технология позволяет вторично использовать остатки от резки деталей, что немаловажно, учитывая высокую стоимость титанового сырья. Ни один другой производитель выхлопных систем не обладает столь же огромным опытом в работе с титаном, как Akrapovic. А для компании это позволило открыть совершенно новые направления в бизнесе, выполняя сторонние заказы для самых различных сфер, включая медицину, где потребность в легких и высокопрочных конструкциях очень высока.

Серийное производство
Создать уникальный продукт в единственном экземпляре - под силу многим, а выпускать высокоточные изделия огромными тиражами - гораздо более сложная технологическая задача. Серийное производство для ее выполнения Akrapovic оснащено самым современным промышленным оборудованием. Трубы различных диаметров сгибаются, а затем распиливаются с помощью специализированных станков. Листовые материалы обрабатываются методом лазерной резки. Наиболее сложные формы формируются с помощью гидропресса высокого давления. Титан и карбон - самые популярные, но не единственные материалы, используемые в производстве. Значительная часть продукции изготавливается из нержавеющей стали. Это, например, выпускные системы чопперов и круизеров, а также максискутеров, которым Akrapovic уделяет не меньшее внимание, чем спортбайкам и дорожникам.



После изготовления всех необходимых деталей наступает этап сборки. Многие узлы и детали свариваются с помощью автоматических сварочных аппаратов, но большая часть сварочных работ все же производится вручную. Поэтому, учитывая объемы производства, на сборке работает довольно большое число сотрудников. После проведения сварочных работ, происходит окончательная сборка и металлические компоненты объединяются с карбоновыми. Заключительный этап - упаковка и последующая отправка покупателям по всему миру - в Европу, Америку и Азию.

Новый большой завод
Спрос на продукцию Akrapovic непрерывно увеличивается с каждым годом и существующих мощностей недостаточно,несмотря на предпринимаемые шаги по расширению производства. Поэтому руководство компании предприняло кардинальное решение и в этом году завод частично перемещается в город Чрномель, на площадку бывшего компрессорного завода. На новом месте есть возможность разместить литейное и сборочное производство на вчетверо больших площадях. При этом штаб-квартира компании, вместе с исследовательским департаментом, департаментом по развитию, производством опытных прототипов и спортивное подразделение останутся там же, где располагатся сейчас.

Источник: KTM.com

Фото: Akrapovic, Buenos Dias

Обратная связь с нами

CAPTCHA

Стать дилером

CAPTCHA
(* отмеченные поля обязательны для заполнения)