Новости, события и обзоры KTM

Квикшифтер KTM: В чем преимущество над другими системами?

15 Июля 2016 года

Прочтите слово «клик». Еще раз. Быстрее. Теперь еще в два раза быстрее. Вот именно такое мгновение понадобится KTM 1290 Super Duke GT чтобы плавно переключить передачу, благодаря настоящим волшебникам из департамента R&D KTM. Ниже мы расскажем, почему и вы захотите, чтобы ваш следующий мотоцикл был тоже с квикшифтером. 
 



Сейчас уже 2016 год. Почему понадобилось столько времени, чтобы внедрить квикшифтер?

Эрих Фридль (Руководитель программы по системам управления двигателями): Все очень просто. Потому, что мы не хотели продавать нашим клиентам барахло. Процесс разработки начался еще в 2007 году, при создании модели RC8, но из-за избыточной мощности нашей большой двойки, пробные образцы квик-шифтера заметно снижали ресурс КПП. Нам нужно было придумать какое-то элегантное, и одновременно непростое, техническое решение. На это потребовалось время. Конечно же, мы могли воспользоваться продуктом сторонних производителей в этой сфере, но такой шаг имеет свои минусы и порождает определенную зависимость и риски, что нас категорически не устраивало. Поэтому мы предпочли потратить много собственного времени и когда я сейчас езжу на 1290 GT, я чувствую, что это стоило того.

Как это работает?

Эрих Фридль: Я сожалею, но это совершенно секретная информация.

Кристиан Пихлер (Разработчик систем управления двигателями): На самом деле, все не так строго). Рядом с валом переключения передач имеется магнитный держатель и датчик. Снаружи все это выглядит очень аккуратно — нет никаких вечно грязных проводов или ужасных черных коробочек. Встроенный сенсор распознает угловое перемещение вала переключения. Если пилот переключается вверх, то датчик замечает перемещение в этом направлении и отправляет запрос в блок ECU, который затем очень быстро и на короткое время прерывает зажигание и подачу топлива. И в этот момент втыкается следующая передача.


А какие особенности конкретно у вашей системы?

Эрих Фридль: В первую очередь, задача датчика предугадать то, что называется «желанием водителя». Мы испробовали все существующие системы квикшифтеров с привлечением более 20 различных гонщиков в самых разных условиях: от городских улочек в центре Зальцбурга до спортивного трека Спилберг. Когда мы установили датчик, чувствительный к давлению на рычаг переключения, то лишь немногим пилотам пришлось по душе качество переключения, а большинству совсем не понравилось. Нам нужно было сделать систему, которая бы пришлась по душе каждому, поэтому пришлось взяться за разработку собственного датчика, реагирующего на угловое перемещение. С ним, в отличие от других систем, не имеет значения ни размер ноги, ни посадка водителя, которые сильно влияют на манеру работы рычагом. Сам механизм переключения не отягощен никакой робототехникой и переключение передач осуществляется «по-старинке» - простым движением вашей ноги, которое активирует всю последующую работу по плавному переключению.

Кристиан Пихлер: Но это только самое начало того интеллектуального процесса, который происходит после того, как датчик распознал желание мотоциклиста переключиться. При полном газе и на высоких оборотах переключение проходит легко, но мы хотели сделать квикшифтер, который бы так же хорошо работал и в условиях неполной нагрузки на двигатель. Скажем, на 50-60 км/ч и с наполовину открытым дросселем. Это непростая задача, если говорить о V-Twin с 144 Н-м крутящего момента, 114 из которых доступны уже на 3250 об/мин. Пришлось применить различные стратегии переключения для разных режимов, которые реализуются с помощью управления зажиганием и отсечкой топлива. Таким образом, характер управления мощностью в момент переключения всегда зависит от контекста в конкретный момент (скорость, обороты, положение ручки газа) и радикально отличается на высоких и средних оборотах. В первом случае молниеносно быстро, во-втором — чрезвычайно плавно.

Задействован ли в этой системе датчик угла наклона в повороте, который также используется в системе контроля тяги и ABS?

Эрих Фридль: Да, например, если мотоцикл находится под экстремально большим углом наклона, то квикшифтер не будет работать, потому что в такой ситуации он может нарушить стабильность мотоцикла. Но это смогут заметить разве что гонщики из MotoGP, а для простых смертных (даже самых быстрых из них) это никогда не станет проблемой. Кроме того, трэкшн-контроль также действует по другому алгоритму, если вы используете квикшифтер в повороте, наращивая подачу крутящего момента после переключения максимально плавно. Даже если вы «свернете шею» вашей дроссельной заслонке, блок ECU отдаст именно столько мощности на заднее колесо, сколько оно сможет принять без потери сцепления с покрытием. Что в конечном итоге даст вам возможность в каждом случае ехать настолько быстро, насколько это вообще возможно.

 
 
Я хочу себе такой квикшифтер. Возможна ли его установка на мой 1290 Super Duke R, на котором практически такой же двигатель?

Кристиан Пихлер: К сожалению, нет, так как он полностью интегрирован в коробку передач. Кроме того, каждый квикшифтер индивидуально синхронизируется со своей конкретной коробкой передач прямо на конвейере. Это что-то вроде свадьбы. А после сборки работа механизма проверяется на стенде с колесными барабанами, где окончательно синхронизируется взаимодействие программного и аппаратного обеспечения, чтобы убедиться в безупречности действий этого механизма. Также, если двигатель впоследствии подвергается разборке, то в дилерском сервисе может быть проведена ресинхронизация квикшифтера и КПП с помощью диагностического оборудования.

Эрих Фридль: Может имеет смысл немного подождать и потом сменить ваш мотоцикл на новый KTM... 

Это значит...

Эрих Фридль: Я просто хочу сказать, что наша технология непрерывно развивается. И что вы еще не видели самых последних разработок. Так или иначе, крайне не рекомендую ставить квикшифтеры, предлагаемые на рынке как афтермаркет-решения. Такие системы не могут управлять подачей топлива, а только воздействуют на систему зажигания. Несгоревшее топливо попадает в выхлопную систему, накапливается в каталитическом нейтрализаторе и затем неконтролируемо сгорает там, вызывая перегрев и преждевременный выход выхлопа из строя.

Оценить фантастическую скорость переключения с помощью квикшифтера на KTM 1290 SuperDuke GT можно, например на этой аудиозаписи:

1290-SUPER-DUKE-GT_QUICKSHIFTER.mp3

Обратная связь с нами

Стать дилером

(* отмеченные поля обязательны для заполнения)